Как проходили работы на центральном участке Западного Скоростного Диаметра в Петербурге
Западный скоростной диаметр (ЗСД) — это автомобильная магистраль, пересекающая Санкт-Петербург с севера на юг и позволяющая разгрузить центральную часть города, снять транспортную напряженность на Васильевском острове, в северных и южных районах Петербурга.
Это международный инвестиционный проект и крупнейший в мире пример государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства.
Специалисты Департамента экологического проектирования EcoStandard group были привлечены к проекту в качестве независимой третьей стороны для проведения аудита в сфере экологии и охраны труда строительства центрального участка магистрали и функционирования северного и южного участков.
Целью заказчика было получение заключения о соблюдении требований Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в сфере экологии и охраны труда, необходимых для получения финансирования проекта. Для этого необходимо было ежегодно проводить аудит строительных работ по направлениям «охрана труда» и «экология» в соответствии с требованиями инвестора.
«У ЕБРР очень жесткая экологическая политика, и они предъявляют строгие требования в этой области ко всем проектам, в которые они инвестируют, — говорит руководитель Департамента экологического проектирования EcoStandard group Ольга Зацепина, руководившая аудитом. — В кредитных договорах ЕБРР отдельным приложением идет перечень мероприятий в области экологической ответственности и охраны труда, которые должны быть выполнены на проекте. Соблюдение этих требований мы контролировали на протяжении строительства и реализации проекта в течение трех лет».
Работа специалистов EcoStandard group над проектом длилась с 2014 по 2017 года. Был проведен комплексный экологический аудит и аудит охраны труда центральной части магистрали, которая вводилась в эксплуатацию последней, а также уже эксплуатировавшихся северной и южной частей. Эксперты проводили аудит выполнения требований в области экологии, охраны труда и кадрового законодательства РФ, соблюдения международных норм в тех же областях, а также особых требований инвестора, о которых говорилось выше. Среди них были как формальные требования, не актуальные для России — например, об отсутствии на проекте рабства или детского труда, — так и более применимые, как, например, фокус на дополнительной очистке и защите почвы, что при строительстве очень важно.
«Наша работа в рамках проекта заключалась в проверке документации и визуальном аудите территории стройки, — рассказывает Ольга Зацепина. — Мы проверяли, чтобы была соблюдена техника безопасности и требования охраны труда, чтобы на площадках все было устроено правильно, присутствовало все необходимое. Мы осматривали газовые баллоны, фиксировали наличие и отсутствие ограждений, оценивали уровень обучения у сварщиков и других рабочих, проверяли, как размещаются отходы, стоят ли бочки с маслом на земле или на поддоне и так далее. На недочеты мы указывали, но в целом для строительства все нормы соблюдались хорошо".
Центральная часть скоростного диаметра была разбита на пять стройплощадок для удобства контроля над проектом.
«У каждого участка был свой начальник, и площадки довольно сильно различались между собой, так что для нас процесс оценки каждый раз начинался как будто заново», — говорит Зацепина. В такой ситуации большим преимуществом стал еженедельный внутренний аудит, которому подвергались все стройплощадки. Благодаря этому, несмотря на их параллельное существование и все различия, за выполнением норм строго следили на всех участках.
Интересной особенностью проекта было то, что эксперты проверяли, помимо соблюдения всех традиционных требований экологии и охраны труда, еще и работу с заинтересованными сторонами — этот параметр тоже был обязательным требованием ЕБРР. «Мы проверяли, организована ли приемная для обращений жителей близлежащих районов, как они учитываются, как начальство реагирует на жалобы населения и работает с ними», — добавляет Зацепина.
Одним из самых важных этапов аудита была проверка выполнения предписанных проектом мероприятий по защите населения от повышенного уровня шума. Обязательным предписанием было повышение шумоизоляции близлежащих домов, потому что уровень шума сильно повысился с появлением трассы. В итоге застройщик не только строил дополнительные шумовые экраны вдоль дороги, но и менял в старых домах деревянные окна на новые пластиковые стеклопакеты.
По состоянию на ноябрь 2017 года строительство магистрали завершено, все участки дороги открыты и эксплуатируются.